«Когда мне было пять лет, умерла моя мать и отец привёл в дом другую мать. Это была миловидная молодая женщина, вдова. С нею прибыл и её сын от первого брака- Истванько. Когда я на тебя смотрю, Ондрейко, мне кажется, что это он, как наяву, стоит перед моими глазами: в круглой шапочке, с перекинутым через плечо словацким плащом, в рубашечке, вышитой разноцветным узором, и в широких штанишках. Он был красив и мил. Я был у отца самый младший, все старшие дети умерли.
У меня никогда не было брата, и вот он пришёл и должен был стать им. Вы друг друга любите, я это знаю. Это также напоминает мне моё детство. Но так, как любил его я, даже родные братья не могут любить друг друга. Мы были однолетки: но я был силён, он- слаб; я был дик, он- кроток; я был некрасивый, он- красавец. Но вопреки всему этому, мы полюбили друг друга, и наши родители также немало тому радовались. Они могли оставлять его на моё попечение, зная, что я его за щищу, но и охотно позволяли ему присматривать за мной. О, если бы так всегда оставалось! Но недаром говорит пословица:- Где чёрт сам не может, туда oн посылает старую бабу". И к нам он подослал однажды такую. Это была родственница моего отца, твоя прабабушка, Пётр. Она пришла к нам в один прекрасный день, отозвала меня в сторонку и начала меня обо всём расспрашивать: любит ли меня мать, как относится ко мне отец, Истванько и прочее. Потом она меня жалела, называя бедной сироткой, говоря, что если кто имеет мачеху, тот одновременно получает и отчима и якобы отец меня меньше любит, чем Истванько.
Она недолго пробыла у нас. Как неожиданно она появилась так же незаметно она и исчезла, но с её уходом исчезла и моя любовь к Истванько. Она её похитила. Так как я был дик и много проказничал, отец мой должен был частенько меня наказывать. Истванько же всё исполнял, стоило ему только посмотреть в глаза отца или матери, поэтому он наказаний не заслуживал. Я же всё время теперь вспоминал слова старой родственницы:
- Отец его не наказывает, потому что больше любит его, и мать за него всегда заступается". У меня же никого не было, кто мог бы за меня заступиться, и я часто подвергался наказаниям. Но мать очень часто за меня молилась. Она была очень хорошей женщиной! и никогда не причиняла мне никакого вреда. Но я хотел, чтобы она меня ещё больше любила, даже больше, чем своего сына. Моё озлобление и зависть возрастали с каждым годом, покуда мы не стали такими же большими, как вы теперь. Сейчас я расскажу вам то, чего я никогда не смогу забыть, что по сегодняшний день меня гложет и пригибает к земле».
Книга в прикрепленном файле

Мой сайт по java-книгам здесь: kniga-java.wen.ru.