8. Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; 9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. 11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. 13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; 15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
1 Тим. 2:8-15
Из Еф. 5:32 мы узнали, что брак это тайна. В начале творения Бог наделил брак смыслом, который не был полностью раскрыт на протяжении долгого времени. Но теперь он пояснен в Новом Завете. И тайна эта заключается в следующем: брак это образ, или прообраз, отношений Христа со Своей невестой Церковью. По Божьему предназначению муж и жена должны быть живыми образами Христа и Церкви по отношению друг к другу.
Таким образом, когда Бог сотворил мужчину и женщину, Он сделал нас такими, какие мы есть, со всеми различиями между мужчинами и женщинами для того, чтобы мы подходили для этих взаимодополняющих ролей, а также и для других проявлений взаимодополнения за рамками брака.
Мы заостряем внимание на том, что эти различия не являются результатом греха. Не грех создал отличительную природу мужчин и женщин. Ее создал Бог. Еще перед тем, как грех вошел в мир, Бог предопределил Адаму и устроил его так, чтобы он мог быть любящим, заботливым и сильным лидером для своей жены Евы. Также перед тем, как грех вошел в мир, Бог предопределил Еве и устроил ее так, чтобы она была таким партнером, который бы поддерживал и чтил это лидерство, а также помогал бы его осуществлять. Как один, так и другой имеют равенство в своей богоподобной личности. Но, вместе с тем, имеют и различия в своей мужской и женской природе. Такая модель была прекрасна. Мужчина и женщина уважали друг друга и служили друг другу, дополняли друг друга и наслаждались друг другом.
Грех же разрушил эту гармонию. Грех заставил мужчину отказаться от своей обязанности быть лидером в служении и сделал его пассивным и резким, нечувствительным и безразличным. Грех исказил библейское представление о главенстве. Грех исказил такие явления, как поддержка и почитание со стороны женщины, и представил их как манипуляцию или открытое неповиновение, беспомощность, исказив формы истинной библейской покорности.
Таким образом в Еф. 5 Павел делает ничто иное, как призывает к возвращению изначального Божьего замысла. Он не упраздняет того, что Бог создал в начале. Он хочет вернуться к этому: к истинному библейскому главенству и истиной библейской покорности. Вот какие определения мы дали этим двум реальностям на нашем занятии на прошлой неделе:
Главенство это божественное призвание мужа взять на себя основную ответственность за христоподобное лидерство в служении, защиту и обеспечение в доме.
Покорность это божественное призвание жены чтить и укреплять лидерство своего мужа, а также, используя свои способности и дарования, помогать ему нести служение.
Когда муж является лидером, подобно Христу, а жена откликается, подобно невесте Христа, тогда присутствуют гармония и взаимность, которая по своей красоте, чувству удовлетворенности и плодотворности превосходят любой вид брака, созданный человеком. Бог любит Свой народ, а также Он любит свою славу. Поэтому, следуя Его замыслу о браке, мы получаем наибольшее удовлетворение, а Он прославлен в наибольшей степени.
Для того чтобы проверить уловили ли мы библейскую сущность природы мужчины и женщины и отстаиваем ли мы ее истинность и красоту, давайте зададим себе вопрос: вызывает ли у нас удивление и обиду или нет применение идеи Павла в жизни церкви? Если роль мужчины и женщины в браке, предписанные Новым Заветом, уходят корнями не в греховную гордыню и ожидания людей данной культурной среды, а в изначальное Божие предназначение по отношению к творению, то как, по-вашему, это изначальное предназначение может проявиться в жизни церкви? Именно это мы рассмотрим сегодня в 1 Тим. 2:11-14.
Давайте обратимся к этим непопулярным стихам и посмотрим, действительно ли то, о чем в них говорится, так уже непривлекательно, как многие считают.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. 13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; (1 Тим. 2:11-14)
Думаю, для того, чтобы понять, что такое «покорность» в этом отрывке, нам нужно набраться терпения и поразмыслить над значением слов "безмолвие" ("Жена да учится в безмолвии"), "учить" ("учить жене не позволяю") и "власть" ("ни властвовать над мужем"). Итак, давайте разберем их по очереди.
1) Прежде всего "безмолвие". Стих 11: "Жена да учится в безмолвии". Обратите внимание на то, что слово "безмолвие" употребляется еще два раза в соседних стихах.
Слово, означающее в данном случае "безмолвие" (хесухия), употребляется до этого во 2 стихе этой же главы (хесухион). Но там оно относится к "тихой" жизни, которую должны проводить все благочестивые люди. "Прошу совершать молитвы... дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте". Отсюда мы видим характер и широту значения этого слова. Оно не означает абсолютное безмолвие: "тихая" и безмятежная жизнь не значит жизнь в полном безмолвии. Это жизнь, не омраченная беспокойством, с умиротворенностью и довольством. Таким образом, речь, похоже, идет не о полном безмолвии. Оно больше походит на то, что мы бы назвали "тишина".
Это особенно четко видно в конце 12 стиха. То же самое слово употребляется опять. Но на этот раз можно определить, что Павел имеет в виду, используя его в противоположном значении. Он говорит: "Учить жене не позволяю, ни властвововать над мужем, (буквально) но быть в безмолвии". Иными словами, эта тишина является противоположностью властвования над мужем. "Не властвуй над мужем, вместо этого будь в безмолвии".
Итак, какую же тишину Павел имеет в виду? Такую тишину, которая уважает и чтит лидерство мужей, которых Бог призвал следить за церковью. В 11 стихе говорится, что это тишина "со всякою покорностью, " а в 12 стихе говорится, что это тишина противоположность «властвованию над мужем». Таким образом, суть заключается не в том, чтобы женщина молчала, а в том, чтобы она была покорной и поддерживала власть мужчин, которых Бог призвал следить за церковью. «Тишина» означает «не говорить то, что подрывает эту власть».. Мы вернемся к этому через минуту и уточним подробнее, что означает данная покорность.
2) Второе, на что нам нужно обратить внимание это ссылка на учительство в 12 стихе. Насколько глубок запрет Павла, когда он говорит: "Учить жене не позволяю?"
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим другие места из Библии, где Павел и другие говорят об учительстве, выполняемом женщинами. Например, в послании к Титу 2:3 он говорит, что старшие женщины должны учить младших: (в конце стиха) "...учили добру, чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей".
Другой пример это 2 Тим. 3:14, где Павел просит Тимофея помнить о том, от кого он узнал о Священном Писании. А люди, которых он имеет в виду (что видно из 2 Тим. 1:5) это Евника и Лоида, мать и бабушка Тимофея. (Его отец был неверующим и даже не был Иудеем. Деяния 16:3).
Еще один пример это Прискилла. В Деян. 18:26 говорится: "Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень".
Таким образом, вряд ли в 1 Тим. 2:12 Павел говорит о том, что женщинам нельзя заниматься учительством вообще. Имеются примеры того, что они учат младших женщин и детей, а также присоединяются к своим мужьям, чтобы дать личное наставление, когда кто-нибудь, подобно Аполлосу, не научен должным образом. Это всего лишь некоторые примеры.
Можно ли в таком случае сделать вывод из того, что Павел имеет в виду говоря: "Учить жене не позволяю"? Думаю, лучше всего следует руководствоваться следующей фразой в данном тексте: "...ни властвовать над мужем". "Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем".
Вместо того чтобы вкладывать в слово "учить" любой смысл, который придет нам на ум, будет правильнее предположить, что в данном случае подразумевается такой вид учительства, который как-то связан с властью. Понятия «учить» и «иметь власть» связаны друг с другом. Таким образом, можно сделать, по крайней мере, один вывод - Павел запрещает женщинам учить, когда это учительство подразумевает властвование над мужчинами.
3) Это подводит нас к третьему вопросу, а именно: "О какой власти говорится в 12 стихе?"
Ключом к разгадке служит очень интересное наблюдение. Читая о роли старейшин в церкви в 1 Тим., обнаруживаешь, что на старейшин возлагались две ответственности: они должны были управлять и учить. Это видно из перечня требований в 3:17, но более четко это представлено в 5:17: "Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении".
Старейшины руководят или управляют, а также учат или проповедуют. Еще в Деяниях 20:28, если вы помните, старейшины Ефеской церкви были призваны Святым Духом, поставлены смотрителями и получили заповедь "пасти", или кормить, стадо, т.е. учить Божиему наставлению.
Я думаю, нельзя назвать совпадением то, что в 1 Тим. 2:12 Павел не разрешает женщине учить и властвовать над мужчинами. По сути, он говорит: "Я не разрешаю женщинам занимать должность старейшины в церкви". Старейшины отвечают за водительство и наставление в церкви. Это их работа. Поэтому, когда Павел соотносит одно с другим и говорит: "Я не позволяю жене учить или властвовать", то тем самым имеет в виду: "Я не позволяю женщине занимать должность старейшины в церкви".
Таким образом, власть, которую Павел подразумевает в 1 Тим. 2:12, - это власть старейшин. А как эта власть должна выглядеть? Из слов Иисуса (Лук. 22:26 ) мы знаем, что это должно быть так: " Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий." В 2 Кор. 10:8 и 13:10 Павел заявляет, что Бог дал ему власть в церкви не разрушать, а созидать. Петр говорил старейшинам церквей (1 Пет. 5:3): "Не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду".
Иными словами, власть старейшины это власть служителя. Лидерство старейшин это лидерство служителя. Вот почему учительство лежит в основе такого призвания. Власть старейшин главенствует посредством убеждения, учения, а не посредством принуждения или политического маневрирования. Власть старейшин всегда подчинена тексту Библии. Писание всегда может призвать ее к отчету. Поэтому учение это основной инструмент лидерства в церкви.
Думаю, стоит ненадолго остановиться и рассмотреть такие понятия, как «власть» и «покорность», по отношению к церкви так, как мы это сделали с понятиями «главенство» и «покорность» по отношению к дому, семье. Давайте же дадим четкое определение этим двум понятиям.
«Власть» означает божественное призвание духовно одаренных мужчин взять на себя основную ответственность в качестве старейшин за христоподобное лидерское служение и учение в церкви. «Покорность» означает божественное призвание всей остальной церкви, как мужчин, так и женщин, чтить и укреплять лидерство старейшин, которые в свою очередь будут готовить прихожан к многочисленным служениям на ниве Христовой.
А ведь эта последняя мысль очень важна. Тем мужчинам и женщинам, которые всем сердцем желают нести служение спасать души, исцелять разбитые жизни людей, противостоять злу и восполнять нужды, предоставлены практически бесконечные возможности. По замыслу Божиему вся церковь должна быть мобилизована на служение, как мужчины, так и женщины. Никто не должен сидеть дома и смотреть мыльные оперы и сериалы, в то время как мир полыхает в огне. По замыслу Божиему святые должны совершенствоваться и быть более активными, а помогать им в этом будут духовные мужи, принявшие на себя основную ответственность за лидерство и учение в церкви.
Многие сегодня заявляют, что им знаком лучший способ, с помощью которого можно подготовить и сподвигнуть людей в церкви на служение. Но сегодня утром я очень хочу, чтобы вы обратили ваше внимание на простую мысль этих библейских стихов: мужчины и женщины взаимодействуют в служении лучше тогда, когда мужчины берут на себя основную ответственность за лидерство и учение в церкви.
Следуя такой модели церкви, а не какой-либо другой, мы сможем лучше сохранить и укрепить особенности, присущие мужчинам, и особенности, присущие женщинам, а также позволим им лучше реализоваться и принести больше плода.
Я вверяю вам это для вашей веры и для вашего служения, потому что именно так Писание учит нас устраивать церковь. Писание же вдохновлено Богом, а Бог благ.
18-го июня 1989 года
