Семь Сует
(пп. 13-16)
И сияет солнце, и заходит солнце
Что видел царь Шломо,
Чтобы отсюда книгу Мудрости своей начать?
И рабби Эльазар сказал,
Что основаньем своей книги царь Шломо установил
Те Семь Сует, на коих Мир стоит.
И это те Столпы и те Подножия,
Которые собою представляют Существованье Мира,
И потому Суетами, или Дыханиями Мира называются они.
И как не может тело без дыхания существовать,
Вот, так и Мир не может он существовать без тех Сует,
О коих пишет царь Шломо.
Их семь, как сказано:
Суета Сует, сказал Проповедник, Суета Сует, всё Суета.
Вот, семь.
И если скажешь ты,
Что если это перлы драгоценные, на коих Мир стоит,
То инде сказано, что те Суеты Злые и Разрушенье Мира.
К примеру:
Это суета и злой недуг, и это [также] суета и погоня за ветром.
И это, несомненно, так.
Однако, вместе с тем, что эти семь Сует являются святыми,
И ими существует Мир,
Напротив них есть семь Сует, из коих исходят все Суды, что в Мире,
И из них распространяются.
И называются они Суетами Другими,
Чтоб человеков наказывать и исправлять, чтоб шли Путём Прямым.
Они зовутся Суетою, в которой Злой Недуг,
И Суетой-Погонею за Ветром, и ими существует Мир,
Поскольку человеки из-за них идут Прямым Путём
И в Страхе перед Ликом Святого, благословен Он.
И потому Сует так много распространяется из тех семи.
И с Тайны Солнца начал он:
Дыханьем-Суетою существует Мир,
И эта Тайна вводит человека в Веру Высшую Святого, благословен Он.
А всё, что под Ступенью этой не Вера.
И сказано поэтому: и нет в том пользы под солнцем.
И
Ни в чём, что делается под солнцем.
И всё, что под, к тому не до́лжно прилепляться.
Солнце с Луною едино, и неразлучны они,
И при том, что под Солнцем Луна, всё это Солнце,
Они неразлучны.
Всё же, что под Дух Другой, к нему прилепляться запрещено.
__________
Комментарий
Сулам
(в сокращении)
13) «И восходит солнце, и заходит солнце» [1]. Вопрос: Что видел царь Шломо, чтобы отсюда, с тайного смысла (сод) Восхода/Сияния и Захода Солнца, книгу Мудрости своей начать? И рабби Эльазар сказал, что основаньем своей книги царь Шломо установил те Семь Сует (hавали́м), на коих Мир стоит (кайем). И это те Столпы (амудин) и те Подножия (самхин), которые собою представляют Существованье (киюма) Мира, и потому Суетами, или Дыханиями [2] Мира называются они. И как не может тело (гуфа) без дыхания существовать, вот, так и Мир не может он существовать без тех Сует, о коих пишет царь Шломо. Их семь, как сказано: «Суета Сует, сказал Проповедник, Суета Сует, всё Суета» [3]. Вот, семь Сует, упомянутых в этом стихе: Суета одна, Сует во множественном числе. А поскольку множественность это как минимум два, [считается, что] это две Суеты, итого три Суеты. И ещё раз Суета Сует это шесть, и всё Суета, итого семь Сует.(пп. 13-16)
И сияет солнце, и заходит солнце
Что видел царь Шломо,
Чтобы отсюда книгу Мудрости своей начать?
И рабби Эльазар сказал,
Что основаньем своей книги царь Шломо установил
Те Семь Сует, на коих Мир стоит.
И это те Столпы и те Подножия,
Которые собою представляют Существованье Мира,
И потому Суетами, или Дыханиями Мира называются они.
И как не может тело без дыхания существовать,
Вот, так и Мир не может он существовать без тех Сует,
О коих пишет царь Шломо.
Их семь, как сказано:
Суета Сует, сказал Проповедник, Суета Сует, всё Суета.
Вот, семь.
И если скажешь ты,
Что если это перлы драгоценные, на коих Мир стоит,
То инде сказано, что те Суеты Злые и Разрушенье Мира.
К примеру:
Это суета и злой недуг, и это [также] суета и погоня за ветром.
И это, несомненно, так.
Однако, вместе с тем, что эти семь Сует являются святыми,
И ими существует Мир,
Напротив них есть семь Сует, из коих исходят все Суды, что в Мире,
И из них распространяются.
И называются они Суетами Другими,
Чтоб человеков наказывать и исправлять, чтоб шли Путём Прямым.
Они зовутся Суетою, в которой Злой Недуг,
И Суетой-Погонею за Ветром, и ими существует Мир,
Поскольку человеки из-за них идут Прямым Путём
И в Страхе перед Ликом Святого, благословен Он.
И потому Сует так много распространяется из тех семи.
И с Тайны Солнца начал он:
Дыханьем-Суетою существует Мир,
И эта Тайна вводит человека в Веру Высшую Святого, благословен Он.
А всё, что под Ступенью этой не Вера.
И сказано поэтому: и нет в том пользы под солнцем.
И
Ни в чём, что делается под солнцем.
И всё, что под, к тому не до́лжно прилепляться.
Солнце с Луною едино, и неразлучны они,
И при том, что под Солнцем Луна, всё это Солнце,
Они неразлучны.
Всё же, что под Дух Другой, к нему прилепляться запрещено.
__________
Комментарий
Сулам
(в сокращении)
14) И если скажешь ты, что если это перлы драгоценные, на коих Мир стоит, то [почему же] инде сказано, что это те Суеты злые и Разрушенье Мира? К примеру: «Это суета и злой недуг» [4], «И это [также] суета и погоня за ветром» [5]. И ответ таков, что это, несомненно, так. Однако, вместе с тем, что эти семь Сует являются святыми, и ими существует Мир, напротив них есть семь Сует, из коих исходят все Суды, что в Мире, и из них распространяются. И называются они Суетами Другими, чтоб человеков наказывать и исправлять, чтоб шли Путём Прямым. И называются Суетою, в которой Злой Недуг, и Суетой-Погонею за Ветром. И ими существует Мир, поскольку человеки из-за них идут Прямым Путём и в Страхе перед Ликом Святого, благословен Он. И потому Сует так много распространяется из тех семи Сует, в которых святость, что ими тоже существует Мир.
15) И с Тайны Солнца, со стиха «И восходит солнце, и заходит солнце» [книгу свою] начал он, поскольку Дыханьем-Суетою существует Мир, и эта Тайна вводит человека в Веру Высшую Святого, благословен Он, то есть, чтобы удостоился он Мохин де-Бина, которые называются «Высшей Верой Святого, Благословен Он». А всё, что под Ступенью этой, Солнца не Вера и не от Святости. И сказано поэтому: «И нет в том пользы под солнцем» [6]. И «Ни в чём, что делается под солнцем» [7], и всё, что «под», к тому не до́лжно прилепляться.
16) Солнце с Луною, то есть, ЗА с Нуквой едино, и неразлучны они (бе-ло пируда). И при том, что под Солнцем Луна, поскольку Нуква находится ниже ступени ЗА. Тем не менее, во время Зивуга всё это Солнце, они неразлучны. Иными словами, даже Нуква тогда считается [неотъемлемой] частью Солнца, ибо прилепление в духовном [смысле] означает совпадение по свойствам (досл. «форме», цура). Поэтому она может принимать Хохму, как Солнце, ЗА, и уже не считается ниже Солнца. Всё же, что «под» Дух Другой, к нему прилепляться запрещено. Но когда Хохма опускается (досл. «протягивается») ниже Солнца, то есть, ЗА и Нуквы, всё становится (досл. «делается») суетой и погоней за ветром, то есть клипой и вредителем (мазик), и поэтому к нему прилепляться запрещено.
______________
[1] Еккл (Коhелет) 1:5.
[2] hевель: пар, дыхание, суета, а также имя Авель.
[3] Еккл (Коhелет) 1:2.
[4] Еккл (КоHелет) 6:2.
[5] Еккл (КоHелет) 6:9.
[6] Еккл (Коhелет) 2:11.
[7] Еккл (Коhелет) 9:6.