Есть гнев и есть гнев
(пп. 109-115)

Приди же и узри, что сказано:
И сказали брат брату1
Это Шимон и Леви, и были они братьями, воистину, во всём,
Поскольку оба они пришли со стороны Сурового Суда,
И потому их гнев был гневом смертоубийства в Мире,
И помнишь ты, что сказано об этом:
Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа2.

Приди же и узри ты тайну слова: есть гнев и есть гнев.
Есть гнев, благословенный в вышних и внизу,
И называется благословенным,
И, как ты помнишь, сказано об этом:
Благословен Аврам от Бога Всевышнего,
Владыки Неба и Земли3,
И это очевидно.

И есть гнев проклят он и в вышних, и внизу,
И он, как мы учили, про́клятым зовётся, как сказано:
Проклят ты более всякой скотины и всех зверей полевых4,
Проклят их гнев, ибо жесток5.

Над Тайной этой две Горы, как сказано:
И дашь благословение на горе Гаризим,
А проклятие на горе Эйваль6,
И двум ступеням этим соответствуют они,
И потому зовётся эта про́клятой, а эта называется благословенной.
А Шимон и Леви со стороны Сурового Суда.
Со стороны же Строгого, Сурового Суда
Исходит гнев, который проклят.

Приди же и узри:
Со стороны Сурового Суда в две стороны исходит гнев,
Одну благословляют другую проклинают,
Одна благословенна, а другая проклята.
Подобно этому со стороны Йицхака два сына вышли:
Один благословлённый,
Другой же проклинаемый и в вышних, и внизу.
Один отделился к своей стороне, другой отделился к своей стороне.
Жилище этого в Святой Земле, а этого жилище на горе Сеи́р,
Как сказано:
[Стал] мужем, сведущим в охоте, человеком поля7.
Этого место в месте Пустыни и разрушения, и запустения.
А этот живёт в шатрах8.
И всё как до́лжно.

И потому есть две ступени: благословен и проклят:
Этот к стороне своей, а этот к стороне своей.
От этой происходят все благословения в Мирах
Как в вышних, так и нижнем,
И всё добро, весь свет, всё избавление и всё спасение.
А от этой происходят все проклятия, все разрушения,
Вся кровь, всё запустение, все злодеяния, вся скверна в Мире.

Рабби Шимон открыл и сказал:
Омою в чистоте свои я руки
И жертвенник Твой, Господи, я обойду9
Стих этот разъясняли мы уже.
Однако, приди, узри, в чём Тайна слова этого:
Нет в Мире человека, который не вкусил бы вкуса смерти ночью.
Дух смерти властвует над этим телом.
А почему?
Да потому, что исторгается душа святая в это время из человека
И выходит из него.
Поскольку же душа святая выходит из него и исторгается,
Дух смерти властвует над этим телом и оскверняется оно.
Когда же в тело возвращается душа, нечистота уходит эта.

Учили мы, что на руках у человека
Остаётся осквернения нечистота.
Поэтому не до́лжно проводить ему руками по глазам своим,
Поскольку властвует над ним дух осквернения, пока их не умоет.
Когда ж умоет руки, как положено,
Тогда он освящается и называется святым.
____________________

1 Быт (Берешит) 37:19.
2 Быт (Берешит) 49:7.
3 Быт (Берешит) 14:19.
4 Быт (Берешит) 3:14.
5 Быт (Берешит) 49:7.
6 Втор (Дварим) 11:29.
7 Быт 25:27
8 там же.
9 Пс 25:9 (Теhилим 26:9).